Выравнивание по ширине
Итоговое сочинение -
старт экзаменационной кампании 2022 года
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, рассуждать, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы с 2014-2015 учебного года в выпускных 11-х классах введено итоговое сочинение (изложение) как допуск к государственной итоговой аттестации (ГИА). В тоже время итоговое сочинение могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в различные вузы страны. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, инвалиды, как и в прошлые годы, вправе писать изложение, а не сочинение.
Как и в прошлые годы, в начале 2021-2022 учебного года Рособрнадзор объявил пять открытых тематических направлений итогового сочинения:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
3. Преступление и Наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения для каждого часового пояса отдельно Росообрнадзором, как и ежегодно, были разработаны конкретные темы итогового сочинения (так же подбирались и тексты изложений).
Ровно в 9.45 1 декабря (единый день для всех одиннадцатиклассников России) темы сочинений были получены образовательными учреждениями через новый для этого года информационный ресурс topic.rustest.ru
Вот темы итогового сочинения 2021-2022 учебного года Тверской области:
Номер |
Тема |
Рейтинг |
Количество |
110 |
Почему людей привлекает идея путешествия во времени? |
5 |
15 |
213 |
Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
|
4 |
34 |
309 |
Когда слово становится преступлением? |
2 |
61 |
407 |
Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям? |
1 |
127 |
505 |
В чём может проявляться любовь к своему отечеству? |
3 |
49 |
В Конаковском районе из 295 учащихся 11-х классов писали итоговое сочинение (изложение) 286 учеников (9 чел. не смогли прибыть на сочинение по болезни, из-за карантина и по иной уважительной причине: 2 больны (МБОУ СОШ №9 г.Конаково, МОУ СОШ п.Козлово), 1- карантин по ковиду (МБОУ СОШ с.Завидово), 6 чел.- не отпустили с работы, это ученики класса заочного обучения МБОУ ВСОШ г.Конаково).
Как и в прошлые годы, сочинение ребята писали в своих образовательных учреждениях (в этом году в 21 общеобразовательном учреждении), в заранее подготовленных аудиториях (по одному ученику за рабочим столом).
Продолжительность сочинения традиционно составила 3 ч. 55 мин.(235 мин.).
Каждый ученик получил комплект участника сочинения, который включал в себя бланк регистрации и двусторонний бланк записи, а так же листы бумаги для черновиков и, конечно же, перечень тем сочинений. На каждой парте лежала Инструкция для участника итогового сочинения (изложения). Все бланки заполнялись гелевыми или капиллярными ручками с чернилами черного цвета (другие ручки использовать нельзя!).
Выбрав тему, одиннадцатиклассники приступили к написанию сочинения-рассуждения. Согласно инструкциям Рособрнадзора при написании сочинения ребята могли использовать орфографические словари, а вот использование каких – либо литературных произведений на итоговом сочинении не предусмотрено.
Сочинение оценивалось сначала по двум требованиям (объем итогового сочинения и самостоятельность написания итогового сочинения). Рекомендуемое количество слов в сочинении, как и в прошлые годы, − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт». Если сочинение признано комиссией по проверке итогового сочинения (экспертами) несамостоятельным, то за такую работу тоже выставляется «незачет».
Далее работы учащихся (сочинения) оценивались по пяти критериям, утвержденным Рособрнадзором:
1. Соответствие теме.
2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
3. Композиция и логика рассуждения.
4. Качество письменной речи.
5. Грамотность.
Для получения оценки «зачет» необходимо было иметь положительный результат по двум требованиям и трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из оставшихся критериев: №3, №4 или №5).
Проверяли сочинения предметные комиссии, которые были созданы на базе каждого общеобразовательного учреждения района, входили в них не менее 3 экспертов - учителей русского языка и литературы.
Учителя русского языка отмечают, что темы итогового сочинения этого года трудные, но интересные, доступны для понимания. Учащиеся смогли справиться с выбором тем, сориентироваться в подборе художественных произведений для её раскрытия.
Наиболее востребованной в нашем районе стала тема "Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям" (это тема номер 407, ее выбрали 127 учеников, что составляет 44,4 % от общего количество учащихся, писавших сочинение. Следующая по популярности тема – "Когда слово становится преступлением?" (это тема номер 309, ее выбрали 61 ученик, что составляет 21,3% от общего количество учащихся). Наименее востребованной стала тема под номером 110: "Почему людей привлекает идея путешествия во времени?", ее выбрали всего 5 учащихся.
Каковы же общие итоги?
Из 286 учащихся, писавших сочинение, получили «зачет» 281 учащийся , что составляет 98,3% от общего количества писавших сочинение (прошлый год-97,4% ). Получили "незачет" 5 учеников из четырех школ, что составляет 1,7% (1 чел. - невыполнение требования №1, 4 чел. - по критериям).
Получили "зачет" по пяти критериям 106 учеников, что составляет 37,1% от общего количества учащихся, писавших сочинение (в прошлом году- 36,0%).
Традиционно в местах проведения итогового сочинения присутствовали 22 общественных наблюдателя.
В соответствии с Инструкциями Рособрнадзора оригиналы бланков регистрации и бланки записи сочинения были организованно в установленный срок направлены в Региональный центр обработки информации для сканирования и дальнейшего размещения на федеральном портале.
У 9 чел., не прибывших на итоговое сочинение по уважительной причине, и у 5 чел., получивших "незачет", для написания итогового сочинения будет вторая попытка 02 февраля, а, при необходимости, и третья попытка, уже 04 мая.
Срок действия результатов итогового сочинения (изложения) как допуск к государственной итоговой аттестации - бессрочно.
Можно сказать, что государственная итоговая аттестация стартовала.
Заведующий отделом дошкольного,
общего и дополнительного образования Л.Н.Кулиева