Выравнивание по ширине
Уроки о важном для учащихся 5 «А» класса МБОУ СОШ №3 г. Конаково
по теме «ОТЧЕСТВО – ОТ СЛОВА "ОТЕЦ"»
Дата проведения: 10 октября 2022г.
Учитель: Павлова С.Ю.
Цель занятия: развитие у школьников ценностного отношения к роли отца в семье на основе анализа и осмысления фактов государственного и общественного регулирования вопросов семейного уклада и положительных примеров образов отца в отечественной истории.
Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи; дружба.
Продолжительность занятия: 35 минут.
Рекомендуемая форма занятия: занятие-беседа. Предполагает возможность ознакомления школьников с видео и текстовой информацией; включает организацию групповой работы с текстом, интерактивных форм работы с информацией. Комплект материалов: сценарий, методические рекомендации, видеоролик, презентационные материалы.
Содержательные блоки занятия:
Часть 1. Мотивационная. Вступительное слово учителя, показ видеофрагмента.
Часть 2. Основное содержание занятия. Предъявление фактов, постановка проблемы, поиск самостоятельного решения. Работа с текстом, ответы на вопросы. Беседа.
Часть 3. Заключение. Решение интерактивных заданий, подведение итогов занятия.
Часть 1. Мотивационная (10 минут). Вводное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Приближается один из самых молодых для нашей многонациональной России праздников – День отца. Демонстрация видео (дикторский текст). Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина День отца признается официальным праздником в России с 2021 года и отмечается в третье воскресенье октября. День отца – ежегодный праздник, который отмечается во многих странах мира. Празднику всего один год. Но история его возникновения уходит в далекое прошлое нашего государства, становится культурным достоянием современной семьи и ее традиций. В сознании наших предков понятие отца связывалось с понятием рода. Что превращало род в семью? Внутренняя согласованность, единение – то, что называется «семейный лад». Порядок семейной жизни – домостроительство – определяла сильная «единодержавная» власть главы дома. В памятнике русской литературы и культуры XVI века «Домострой» такой статус отца объясняется его обязанностью – «обеспечить дом экономически и устроить его обитателей нравственно». Отец был призван нести за всех членов семьи великую нравственную ответственность.
Беседа. Учитель:
- Тема отца – основоположника рода занимает большое место в отечественной истории. Остается она актуальной и в настоящее время.
-Как вы думаете, в чём заключалась роль отца семейства в старину?
-Вспомним произведения народного творчества, в которых мы видим главу рода и его значение в жизни семьи.
- В чем эта роль заключается в настоящее время?
В свободной беседе учитель обсуждает с учащимися вопросы, подводит итог беседе, переходя к теме отца как основоположника и руководителя рода на примерах в отечественной истории.
Часть 2. Основная. Историческая справка (20 минут).
Учитель рассказывает об истории формирования понятий «род», «отец» в разные исторические эпохи нашей страны. В славянском пантеоне богов есть бог Род. Он даёт первое представление о нравственных ценностях людей в пределах семейного круга. Родич – человек, который отвечает признакам родства, физическим и духовным. С понятием рода было связано и понятие об отце. Отец составлял силу и крепость своего рода. Выступая посредником в отношениях рода и общества, он нес ответственность за существование рода. Внутренняя согласованность, единение – порядок (лад) превращали род в семью. Главой семьи был отец. Его права и обязанности как главы семьи были закреплены законодательно в первых юридических документах нашего государства (см. «Русская правда» - первый писаный свод законов Древней Руси, нормативно-правовой документ Древней Руси в 10-11 веках). С первой половины XVI века роль отца в семье значительно укрепляется. В это время происходит создание сильного национального государства. В семьях провозглашается сильная власть ее главы, то есть отца, старейшины своего рода. Информацию об этом можно узнать из памятника отечественной литературы «Домострой». Он посвящен различным вопросам семейной жизни – домостроительству. Такой особый статус отца в «Домострое» определялся его обязанностью обеспечить благополучие семьи – материальное и нравственное. Отец нёс за всех великую нравственную ответственность перед Богом и государем.
Далее учащимся предлагается вспомнить эпизоды из жизни семьи, когда проявляется роль отца, и нарисовать этот фрагмент (поход, рыбалка, поездка- другие совместные занятия).
Часть 3. Заключение (5 минут). Итоговая рефлексия. Для закрепления темы учитель предлагает школьникам работу по осмыслению основных категорий.
-Какие нравственные качества характеризуют отца как главу семьи, главу рода?
- Чему может научить отец?
- Как вы представляете себе его обязанности?
- Трудно ли по-вашему быть хорошим отцом?