В общеобразовательных учреждениях Конаковского района проходят родительские собрания по выбору модуля ОРКСЭ. Информация для родителей по выбору модуля.

Меню












    Выравнивание по ширине

Порядок выбора
родителями школьников модуля комплексного учебного курса для
общеобразовательных учреждений
«Основам религиозных культур и светской этики»

Введение.
Согласно решениям органов государственной власти Российской Федерации (поручение Президента РФ Д.А. Медведева от 2 августа 2009 г. № Пр-2009) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации введено преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», состоящего из шести модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики — для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей).

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», прошедшего в 2009-2011 гг. апробацию в 21 регионе России, введено во всех учреждениях с 1 сентября 2012 года. Принципиальной особенностью преподавания религиозных культур и этики является ориентация содержания образования на запросы и потребности мировоззренческих социокультурных групп в российском обществе, включая последователей основных российских религий — православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения свободного, добровольного информированного выбора предмета родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника. На экспериментальном этапе введения преподавания основ религиозных культур и светской этики в части школ, муниципальных образований, регионов были зафиксированы нарушения прав родителей на выбор со стороны работников школьных администраций, управлений образования, что вызвало ряд конфликтных ситуаций. С целью недопущения подобных ситуаций в будущем в рамках федерального Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» Департаментом государственной политики в образовании Минобрнауки России были подготовлены и направлены в регионы методические материалы по данному вопросу, включающие следующие указания.

«Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.

Наряду с организацией в школах коллективного ознакомления родителей школьников с образовательной программой, проведением родительских собраний, конференций, может потребоваться и индивидуальная работа, собеседование с отдельными семьями, родителями, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации. Порядок такой работы может быть определён школьным советом (органом самоуправления в школе) с участием родительского сообщества».

Согласно указанным положениям письма Департамента госполитики в образовании Минобрнауки России, администрации общеобразовательного учреждения рекомендуется следующая последовательность действий по осуществлению родителями свободного, добровольного, информированного выбора учебного предмета для изучения их ребенком.

2. Процедура выбора в общеобразовательном учреждении
2.1. Предварительный этап. Информирование родителей (законных представителей) о содержании образования и праве осуществить свободный выбор предмета (модуля) для изучения несовершеннолетним обучающимся.

Организация процедуры выбора в школе должна быть рассмотрена на заседании органа самоуправления образовательного учреждения (школьного совета и др.). По итогам заседания заранее (не менее чем за неделю до даты проведения родительских собраний) следует распространить среди родителей учащихся информацию о введении преподавания основ религиозных культур и светской этики. Информация может быть передана родителям лично, через учащихся или дистанционно.

Классные руководители должны проверить доведение информации до всех родителей (законных представителей) учащихся в своем классе. Одновременно следует выявить возможные вопросы, которые могут быть поставлены на родительских собраниях и не могут быть разъяснены непосредственно классным руководителем, возможные затруднения, проблемные ситуации, в случае их наличия с отдельными родителями. О таких проблемных ситуациях следует известить администрацию школы и по возможности подготовиться к ним, принять превентивные меры, в том числе предварительно пообщаться с родителями школьников, чтобы к проведению родительских собраний такие ситуации были максимально исключены.

Следует особо указать на недопустимость при общении с родителями склонять их к какому-либо определенному выбору под любыми предлогами (удобство для школы, для класса, отсутствие возможностей обеспечить их выбор, указания от управлений образования, отсутствие учителей и др.). Такие действия недопустимы также для всех других работников школы, органов управления образованием, любых иных лиц. Даже в случае просьб со стороны родителей «помочь с выбором», «посоветовать» и т.п. такие предложения должны быть отклонены со ссылкой на законодательство, устанавливающие ответственность родителей за воспитание детей. В этом случае возможен только один совет: ориентироваться на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье ребенка и его личные интересы.

В отношении вопроса о возможности отказаться от изучения нового учебного курса (всех модулей) надо разъяснить, что решение о введении их преподавания вызвано широкой общественной потребностью и принято органами государственной власти. В связи с этим отказ от изучения не допускается. Предлагаемый выбор позволяет учесть все основные запросы родительского сообщества, поэтому отказ от изучения всех модулей не может быть обоснован рациональными аргументами. В то же время понимание того, что духовно-нравственное воспитание детей в школе необходимо развивать, расширять его возможности в целях подготовки детей к жизни в современном открытом обществе, их духовного развития, защиты нравственности, предупреждения личностных и социальных девиаций — разделяется подавляющим большинством общества. И это необходимо учитывать, уважать даже тем, кто не разделяет такого убеждения. Последним целесообразно предложить для изучения модуль «Основы мировых религиозных культур», что является расширением знаний о религиях, которые дети получают в процессе изучения истории, обществознания, социальной географии.

2.2. Основной этап. Проведение родительского собрания.

Определить даты проведения родительских собраний в классах, в которых запланировано преподавание, лучше заранее, чтобы эти сведения можно было внести в текст информации для родителей.

На родительском собрании класса должны быть заранее приглашены и присутствовать: родители всех учащихся в классе; представитель администрации (желательно директор, по крайней мере, его заместитель); классный руководитель; педагог или педагоги школы, которые предполагаются в качестве учителей по новым предметам; представитель родительского комитета школы, Управляющего совета и др.

Возможно проведение единого собрания родителей в нескольких (двух и более) классах с родителями всех учащихся по списку. В этом случае протоколы все равно должны быть оформлены по каждому классу на основе заявлений родителей каждого класса.

Вести собрание должен представитель администрации (директор).

Регламент родительского собрания рекомендуется построить по следующему плану:
1) вводное выступление ведущего представителя администрации (директора);
2) представление родителям содержания образования. Должны быть представлены все модули вне зависимости от предполагаемого выбора родителей. В представлении родителям конфессиональных модулей могут принимать участие представители соответствующих религиозных конфессий.
Представление по каждому модулю может включать краткий рассказ о содержании учебника, образовательных и воспитательных задачах предмета, связи его содержания с содержанием других учебных дисциплин. Следует отметить единую ценностную основу содержания всего комплексного курса, ориентированную на общенациональные гражданские ценности и нормы, веротерпимость, уважение мировоззренческих различий в обществе.
В представлении модулей должны использоваться только учебники, прошедшие апробацию и одобренные Межведомственным координационным советом, религиозными организациями (издательства «Просвещение»).
Можно указать родителям, что данные учебники реализуют содержание экспериментального курса, который прошел апробацию в 21 регионе России с положительными результатами, а также что в перспективе возможно расширение объема преподавания дисциплин духовно-нравственной направленности с учетом широкого и также положительного опыта преподавания таких курсов во многих регионах России;
3) представление ведущим собрания учителей, которые предполагаются в качестве преподавателей.
4) ответы на вопросы родителей, уточнения.
5) заполнение родителями личных заявлений. Бланки заявлений должны быть заготовлены заранее и розданы родителям.
В заявлении должно быть вписано от руки родителями (по крайней мере, одним из родителей): сокращенное название общеобразовательного учреждения, например МБОУ СОШ № ….; фамилия и инициалы директора; класс, в котором обучается их ребенок; фамилия и имя их ребенка; название выбранного предмета; дата; личная подпись (подписи) с расшифровкой;
6) сдача родителями заявлений классным руководителям, сверка ими числа заявлений по заранее подготовленному списку каждого класса.

В случае отсутствия на собрании родителей отдельных учащихся необходимо связаться с ними и в кратчайшие сроки получить от них заявления. Оформление таких отдельных заявлений может быть проведено в администрации школы для чего целесообразно выделить отдельного ответственного из числа работников администрации, который вместе с классными руководителями, действующими под его руководством, должен обеспечить сбор всех заявлений. При этом, как указано в методических материалах Минобрнауки России «может потребоваться и индивидуальная работа, собеседование с отдельными семьями, родителями, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации».

2.3. Заключительный этап. Подведение итогов выбора, направление информации в органы управления образования.

По каждому классу на основе данных выбора должен быть оформлен отдельный протокол родительского собрания класса.

Протокол должен быть подписан классным руководителем и председателем родительского комитета класса.

В случае отсутствия родителей некоторых учащихся на собрании и получении от них заявления в более поздние сроки, в протокол могут быть внесены изменения или он может быть переоформлен. Это необходимо сделать до передачи данных в органы управления образования.

Данные протоколов по каждому классу должны точно соответствовать числу и содержанию личных заявлений родителей в каждом классе.

После сбора всех заявлений на собраниях и добора заявлений от отсутствовавших родителей в администрации оформляется лист сводной информации общеобразовательного учреждения (приложение 4).

Лист сводной информации подписывается руководителем (директором) общеобразовательного учреждения и председателем родительского комитета общеобразовательного учреждения, скрепляется печатью учреждения.

В администрации образовательного учреждении по итогам каждого выбора сохраняются:
1) заявления родителей с протоколами родительских собраний (оригиналы) по каждому классу;
2) копия листа сводной информации.

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР и СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ)

Новости сайта
  • 25.05.2018
    В Конаковском районе реализуется План совместной деятельности управления образования администрации Конаковского района и ГБОУ ДПО Тверского областного института усовершенствования учителей
    подробнее... 

    24.05.2018
    Первый арт-профи- форум «Школа 2050»
    подробнее... 

    11.05.2018
    Информация по дистанционному обучению детей-инвалидов
    подробнее... 

    08.05.2018
    Парад Малышковых войск
    подробнее... 

    03.05.2018
    С 2015 г. Союз машиностроителей России ежегодно проводит акцию "Неделя без турникетов". Акция поддержана ведущими госкорпорациями и машиностроительными холдингами России, Федеральным агентством по делам молодёжи.
    подробнее... 

    03.05.2018
    В общеобразовательных учреждениях Конаковского района проходят родительские собрания по выбору модуля ОРКСЭ. Информация для родителей по выбору модуля.
    подробнее... 

    27.04.2018
    И снова «Золотая рыбка»
    подробнее... 

    27.04.2018
    Информация по дистанционному обучению детей-инвалидов
    подробнее... 

    24.04.2018
    СОРЕВНОВАНИЯ ШКОЛЬНЫХ САНПОСТОВ
    подробнее... 

    24.04.2018
    В гостях у Фестиваля
    подробнее... 

    17.04.2018
    Собеседование по русскому языку как допуск к ГИА у девятиклассников
    подробнее... 

    16.04.2018
    Итоги регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года – 2018».
    подробнее... 

    12.04.2018
    И снова на сцене
    подробнее... 

    12.04.2018
    «Спички не тронь, в спичках – огонь!»
    подробнее... 

    12.04.2018
    Робототехника перешла в следующий класс
    подробнее... 

    09.04.2018
    О работе ПМПК Конаковского района в 2018 году
    подробнее... 

    06.04.2018
    «Ученик года – 2018» - снова в строю
    подробнее... 

    06.04.2018
    Завершился фестиваль детского творчества среди дошкольных образовательных учреждений «Солнышко в ладошках»
    подробнее... 

    06.04.2018
    Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время
    подробнее... 

    05.04.2018
    «Пароль отважных - 101»
    подробнее... 

© официальный сайт Управление образования Конаковского района